ИНТЕРНЕТ-РОЗЫСК: ЗАБЛОКИРУЮТ ЛИ VPN и TOR В РОССИИ?

ИНТЕРНЕТ-РОЗЫСК: ЗАБЛОКИРУЮТ ЛИ VPN и TOR В РОССИИ?

Законопроект о запрете VPN-сервисов и анонимайзеров – постановка и закрытие ворот в чистом поле?

8 июня 2017 г. на рассмотрение депутатов Госдумы от трёх фракций сразу был внесён законопроект для регулирования деятельности информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ, которые могут использоваться на территории РФ для обхода ограничения доступа к запрещённым ресурсам. К таковым относятся виртуальные частные сети (VPN-сервисы), анонимайзеры, прокси-сервера и др. технологии для анонимного веб-сёрфинга.

Законопроект был разработан в Роскомнадзоре, а его инициатором выступил Совет Безопасности России.

КОГО ЗАПРЕТЯТ и ЗАПРЕТЯТ ли?

Игорь Бедеров, основатель проекта Интернет-Розыск: "Интернет захлебнули вопросы из серии "VPN и TOR заблокируют? Как дальше жить? Как мы будем теперь обходить блокировки? Опять нас всех под колпак?", и высказывания типа "Лишают прав и возможностей: мои данные больше некому будет шифровать, чтобы сделать мой вход в Интернет безопасным! Ничего, подождём, пока появятся новые высокотехнологичные игроки в обход непродуманным решениям государства! Всех запретят – катимся к Северной Корее!" Ознакомившись с законопроектом, я убедился в том, что обсуждения поднимаются без истинного понимания сути предмета дискуссии. Внимательный анализ будущего закона выявляет, что государство, в лице своего исполнительного органа Роскомнадзора, не собирается блокировать ни одного владельца виртуальных частных сетей, анонимайзеров и пр. в целях истребления их как вида! Блокирование будет вынужденной мерой в ответ на нежелание этими лицами обеспечить на территории нашей страны ограничение доступа к запрещённым ресурсам. Т.е. не более чем исполнением законодательства РФ на территории РФ. А теперь давайте наконец-таки вспомним, что представляют из себя эти самые ресурсы. Реестр запрещенных в РФ сайтов пополняется отнюдь не интернет-магазинами мягких игрушек. В большинстве своем это террористические или экстремистские сайты, сайты с порнографией, ресурсы, осуществляющие нелегальную торговлю наркотиками, оружием и иными запрещенными товарами. Т.е. владельцы этих сайтов - преступники. Деятельность их запрещена не только в России, но и в подавляющем большинстве цивилизованных стран. Теперь вырисовывается совершенно иная канва разговора. Каков морально-этический облик тех лиц, которые воспрянули против планирующихся мер по построению национальной безопасности нашей страны в целом? За что реально они так переживают? Что будет закрыт доступ к их любимым порносайтам, что прилично усложнится процедура нелегальной покупки наркотиков и т.д.!? Выбранная депутатами модель (пока нереализованная) выглядит здравой и рабочей. Да, схема длинная. Роскомнадзор будет запрашивать информацию о владельцах спец.сервисов, программ и т.д. у интернет-хостингов. Как хостинги вовлекутся в эти процессы? Далее не все владельцы VPN (и проч.) могут согласиться на диалог с государством - особенно интересно, как себя проявят иностранные сервисы. Но смею предположить, что очень многие посредники по предоставлению безопасной анонимности в сети (наши и не наши) продолжат свою работу, присоединившись к благородному делу. Меня больше беспокоит, что данные меры никак не повлияют на ситуацию с интернет-мошенниками, активно использующими технологии анонимного доступа для "кидков" большого числа пользователей со своих липовых сайтов, аккаунтов, e-mail и т.д.»

БУДУЩАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОСКОМНАДЗОРА с VPN-СЕРВИСАМИ, АНОНИМАЙЗЕРАМИ и т.д.

Трансформируем сложные предложения проекта федерального закона в простые без потери смысла.

РОСКОМНАДЗОР:

  • Осуществляет создание и эксплуатацию информационной системы с ПЕРЕЧНЕМ запрещённых информационных ресурсов;
  • Утверждает МЕТОДИКУ по мониторингу информационных ресурсов для выявления посредников (VPN и др.), позволяющих обходить блокировки;
  • Определяет ПРОВАЙДЕРОВ ХОСТИНГА и иных лиц, обеспечивающих размещение ресурсов посредников, с помощью которых осуществляется обход блокировок;
  • НАПРАВЛЯЕТ ПРОВАЙДЕРАМ ХОСТИНГА и иным лицам* УВЕДОМЛЕНИЕ о необходимости предоставления данных, которые бы позволили идентифицировать посредников, с помощью которых осуществляется обход блокировок. Уведомление будет пересылаться в электронном виде на русском и английском языках. Т.е. предполагается общение и с иностранными хостингами;
  • Фиксирует дату и время отправления уведомления в своей информационной системе, которая содержит перечень запрещённых ресурсов.

ХОСТИНГ-ПРОВАЙДЕР и иные лица:

  • В течение 3-х рабочих дней с момента получения уведомления должны ПРЕДОСТАВИТЬ данные, позволяющие идентифицировать лиц, являющихся владельцами обсуждаемых посредников.

ДАЛЕЕ Роскомнадзор получает данные от хостинг-провайдера и САМ в течение 3 дней (с момента получения) НАПРАВЛЯЕТ лицам, которых идентифицировали, ТРЕБОВАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ обеспечение их использования на территории РФ для обхода ограничения доступа.

В течение 30 дней после направления требования эти лица (VPN-сервисы, анонимайзеры и пр.) ОБЯЗАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО полностью ограничить доступ пользователей сети "Интернет" к своим продуктам на территории РФ, которые могут использоваться для обхода ограничения доступа. Либо этим лицам предлагается направить в Роскомнадзор ЗАЯВЛЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ ДОСТУПА к его информационной системе, содержащей перечень сведений об информационных ресурсах, доступ к которым ограничен, и ГОТОВНОСТИ принимать меры по ограничению доступа к информационным ресурсам, запрещённых на тер. РФ.

Если ТРЕБОВАНИЯ не исполняются в течение этих 30-ти дней, то РОСКОМНАДЗОР принимает РЕШЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ доступа к информационному ресурсу, посредством которого на территории РФ к нему осуществляется доступ.

И теперь уже в течение 1 суток РОСКОМНАДЗОР направляет по своей системе взаимодействия ОПЕРАТОРАМ СВЯЗИ, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет",

  • сетевые адреса,
  • и (или) доменные имена,
  • и (или) указатели
  • страниц сайтов в сети «Интернет»,
  • иную информацию, позволяющую идентифицировать информационный ресурс, посредством которого осуществляется доступ к продуктам по обходу запрещённого доступа.

С помощью этой информации ОПЕРАТОР СВЯЗИ в течение 1 суток будет обязан ограничить доступ к этому информационному ресурсу, посредством которого осуществляется обход блокировок.

Если же лица (владельцы VPN и т.д.) приняли меры по прекращению обеспечения возможности на территории РФ обходить блокировки с помощью их продуктов, то они направляют УВЕДОМЛЕНИЕ В РОСКОМНАДЗОР (можно и в электронном виде).

РОСКОМНАДЗОР получает такое уведомление, проверяет его достоверность и незамедлительно сообщает по системе взаимодействия операторов связи о ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДОСТУПА к ресурсам посредников анонимного доступа к сети, позволяющего обходить блокировки.

В таком случае в течение 1 суток ОПЕРАТОР СВЯЗИ прекращает ограничение доступа к ресурсам посредников.

РОСКОМНАДЗОР далее предоставляет законопослушным владельцам:

  • доступ к ресурсам, доступ к которым на территории РФ ограничен;
  • порядок доступа к системе информации;
  • сроки регистрации в системе.

Кроме того, будущий закон включает требование и к ОПЕРАТОРАМ ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ. Им также будет необходимо подавать заявления о получении доступа к информационной системе Роскомнадзора для организации ПРЕКРАЩЕНИЯ ВЫДАЧИ по запросам пользователей ССЫЛОК на информационные ресурсы в Интернете, включенные в "чёрный" список.

Как вырисовывается из предложенной схемы взаимодействия, авторы законопроекта не имеют ничего против идей по сохранению онлайн-конфиденциальности, и проблема заключается лишь в том, что вышеуказанные технологии позволяют обходить заблокированные в РФ ресурсы. 

Эва Р.